Требования к организации, проводящей СОУТ

Правила выполнения специальной оценки условий труда в России регулируются положениями федерального закона № 426-ФЗ. Этот нормативный документ устанавливает, что такая процедура становится обязательной для большинства работодателей, определяет требования к членам комиссии по СОУТ и правила организации спецоценки. При этом важно учитывать, что самостоятельно проводить ее работодатели не имеют права. Для этого им необходимо привлекать уполномоченную компанию, которая отвечает конкретным условиям.

Экспертные учреждения и требования специальной оценки условий труда

Основные требования, которым должна отвечать компания, имеющая право предоставлять услуги по спецоценке условий труда, зафиксированы в статье 19 426-ФЗ. Они включают следующие позиции:

  • выполнение СОУТ является для этой компании основным или одним из ключевых типов работ. Это зафиксировано в уставных документах организации;
  • на предприятии работают не менее пяти специалистов с подтвержденным статусом эксперта по выполнению спецоценки, который зафиксирован соответствующим сертификатом. Эти работники должны быть штатными сотрудниками, то есть работать именно по трудовому договору, а не, например, договору гражданско-правового характера. При этом хотя бы один из этих сотрудников должен иметь профильное высшее образование, то есть закончить учебное учреждение по одной из следующих специальностей: общая гигиена, гигиена труда или выполнение санитарных и гигиенических лабораторных исследований;
  • наличие в учреждении специализированного лабораторного подразделения, которое оснащено необходимым оборудованием и техникой для выполнения нужных замеров в рамках процедуры специальной оценки условий труда. Рассматриваемая лаборатория должна иметь статус аккредитованной согласно действующим правилам. При этом областью ее аккредитации должно быть именно выполнение замеров вредоносных факторов, действующих на человека в процессе его работы.

Требования к экспертам

Специалист может быть принят на работу в компанию, занимающуюся выполнением СОУТ, в качестве эксперта, если он прошел процедуру аттестации на право выполнения таких работ и имеет официальный сертификат, подтверждающий ее прохождение. Такое условие прямо зафиксировано в статье 20 федерального закона № 426-ФЗ. Правила организации такой аттестации установлены постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614. Требования к экспертам, проводящим СОУТ, включают следующие пункты:

  • наличие образование высшего профессионального уровня;
  • наличие дополнительного образования, в ходе получения которого эксперт изучал вопросы выполнения спецоценки в объеме, составляющем не менее 72 часов;
  • опыт практической работы по выполнению оценки условий труда длительностью не меньше трех лет. В состав такого опыта засчитывается не только работа по организации СОУТ, но также и труд по проведению аттестации рабочих мест.

Если специалист подтверждает соответствие всем приведенным параметрам, ему выдается аттестат, оформленный в соответствии с правилами, описанными в приказе Минтруда России от 24.01.2014 N 32н.

Требования к лабораториям

Одним из базовых условий, которым должна отвечать лаборатория предприятия, претендующего на право выполнения СОУТ, становится профильная область аккредитации – то есть выполнение замеров вредоносных факторов производства, имеющих место на рабочих местах. При этом положения статьи 19 426-ФЗ разрешают лаборатории получить такую аккредитацию даже в том случае, если она сама не имеет необходимого оснащения или оборудования для исполнения таких замеров. В этой ситуации она вправе привлечь к выполнению нужных работ другую аккредитованную организацию, которая располагает нужной техникой. Привлечение исполнителя к решению текущих задач производится по договору подряда.

Внесение в реестр

Контроль деятельности компаний, выполняющих спецоценку условий труда, производится Минтрудом. Это же ведомство ведет специальные реестры, которые необходимы для фиксации сведений о субъектах, действующих на рынке услуг в сфере выполнения спецоценки. В список таких информационных баз входят два реестра:

  • реестр компаний, в котором отражаются сведения обо всех организациях, наделенных правом проводить СОУТ. Включение в этот реестр становится основным и обязательным условием для легитимной работы в данном сегменте рынка. Более того, право оказывать услуги и заключать договоры на их предоставление у предприятия появляется именно с момента внесения в реестр. Порядок ведения этой базы зафиксирован в постановлении Правительства РФ от 30.06.2014 N 599;
  • реестр экспертов, которые в установленном порядке прошли процедуру аттестации и получили экспертный сертификат, дающий им легитимное право на выполнение профильных работ. Напомним, наличие в штате требуемого количества сертифицированных экспертов становится одним из условий предоставления права проводить эти работы для уполномоченной организации. Правила ведения этого типа реестра прописаны в приказе Минтруда № 32н.

Внесение в реестр выполняется на заявительной основе. Заявитель обращается в профильное ведомство с пакетом документов, подтверждающим его соответствие действующим критериям. Например, компания, претендующая на право выполнения СОУТ, передает документы непосредственно в Минтруд: это можно сделать как электронным способом, так и в обычном бумажном виде. Ведомство рассматривает поступившую заявку в течение 20 рабочих дней, а затем выносит решение о внесении в реестр либо отказе. В случае положительного решения информация об организации вносится в базу в течение 3 рабочих дней с момента его принятия.

Оба реестра размещаются в открытом доступе на официальном портале Министерства труда. Это позволяет любым заинтересованным лицам получить доступ к этой информации в режиме реального времени. Например, это могут быть потенциальные заказчики услуг по выполнению СОУТ, желающие убедиться, что исполнитель в самом деле имеет законное право их предоставлять.

Независимость исполнителей

Актуальные правила выполнения СОУТ содержат еще одно важное условие, которое призвано гарантировать объективность результатов выполнения этой процедуры. Речь идет о независимости исполнителей, под которыми понимаются как сама организация, выполняющая спецоценку, так и эксперты, непосредственно занятые организацией измерений.

Общий принцип реализации этого условия прописан в части 4 статьи 22 426-ФЗ. В этом разделе нормативного документа говорится, что в своей работе компании и эксперты должны руководствоваться исключительно требованиями действующего законодательства в этой области, включая Трудовой кодекс, закон 426-ФЗ, приказ Минтруда № 33н и другие нормативные документы, которые устанавливают правила и критерии качества организации работ в этой области. При этом исполнители не вправе выполнять действия, которые могут стать причиной возникновения конфликта интересов. Это касается любых этапов выполнения работ, в том числе и той стадии, на которой производится заключение договора на выполнение работ по СОУТ.

В части 2 этой же статьи раскрываются возможные ситуации, которые могут стать причиной такого конфликта интересов, в том числе случаи, когда спецоценка проводится:

  • работниками государственных органов, должностные обязанности которых предполагают организацию контроля и надзора за данным видом деятельности;
  • организациями, которые являются аффилированными с заказчиком услуг или связаны иными обстоятельствами, обусловливающими взаимную зависимость рассматриваемых лиц;
  • компаниями, руководители которых состоят в близких родственных отношениях с руководством заказчика услуг;
  • экспертами, которые пребывают в родстве с руководством заказчика;
  • экспертами, которые состоят в трудовых отношениях с заказчиком услуг по проведению СОУТ.

Необходимость введения этого принципа была основана на том, что наличие конфликта интересов при организации спецоценки может стать причиной необъективных результатов, вследствие чего будут ущемлены права работников предприятия.

Оставьте комментарий