Согласно федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ работодатели обязаны проводить на рабочих местах своих сотрудников специальную оценку условий труда. Эта процедура необходима для объективной оценки воздействия вредных и опасных производственных факторов, которому может подвергаться работник при выполнении своих обязанностей. Условие о выполнении спецоценки распространяется на большую часть рабочих мест. Исключения из этого правила зафиксированы в статье 3 426-ФЗ. В их список входят позиции:
- надомных работников;
- удаленных сотрудников.
Также не обязательно проводить спецоценку мест своих работников работодателям — физическим лицам, не имеющим статуса ИП, и религиозным организациям, зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством. Остальные компании могут отказаться от ее проведения, только если все штатные позиции предприятия заняты удаленными или надомными работниками. Если в организации при этом есть хотя бы несколько рабочих мест, расположенных на территории работодателя, — например, в офисе или в цеху, — выполнять СОУТ на них все же придется.
Кто имеет право проводить СОУТ?
В соответствии с 426-ФЗ специальная оценка условий труда в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом городе России может проводиться только уполномоченными организациями, внесенными в Единый реестр, который опубликован на сайте Минтруда. Такие организации должны отвечать обязательным требованиям, приведенным в статье 19 интересующего нас нормативного документа:
- выполнение СОУТ – это основной или один из основных видов деятельности такой компании, зафиксированный в ее уставных документах;
- в штате компании состоят не менее 5 сертифицированных экспертов, имеющих право проведения СОУТ, при этом хотя бы один из них обязан иметь еще и профильное высшее образование по специальностям «гигиена труда», «общая гигиена» или «выполнение гигиенических и санитарных лабораторных исследований»;
- в составе компании присутствует собственная испытательная лаборатория, аккредитованная в Росаккредитации и оборудованная необходимой аппаратурой для выполнения работ по спецоценке.
Чтобы сделать СОУТ, работодателю придется обратиться в аккредитованную организацию: проводить оценку своими силами ему запрещено. Это ограничение вводится, чтобы исключить возможную необъективность при выполнении измерений и занижение показателей интенсивности воздействия негативных производственных факторов на работников.
Процедура СОУТ
Когда работодатель, изучив предложения на рынке, выбрал организацию, у кого заказать СОУТ, и заключил с этой организацией договор о выполнении работ, начинается основная часть процедуры. В обобщенном виде она включает следующие этапы, необходимые, чтобы провести независимую СОУТ:
- передача организацией-исполнителем данных о начале проекта по проведению спецоценки в Федеральную государственную систему учета результатов СОУТ (ФГИС);
- формирование работодателем комиссии по СОУТ из числа работников организации. Она обязана будет составить общий список рабочих мест, на которых нужно сделать оценку, и обозначить, какие из них можно считать аналогичными;
- сбор документации, необходимой для выполнения оценки. К ней относятся инструкции или руководства по эксплуатации оборудования, карты технологических процессов, сертификационные документы на сырье и материалы, отчеты о ранее проведенной СОУТ и другие бумаги, которые содержат данные, характеризующие условия труда на конкретных рабочих местах. Эти документы уполномоченные работники организации обязаны передать представителям компании, которая будет проводить спецоценку, для изучения;
- идентификация присутствия вредных и опасных факторов на позициях, подлежащих оценке;
- в случае обнаружения таких факторов – проведение замеров интенсивности их воздействия на работников с использованием профессионального оборудования, которое регулярно проходит поверку и калибровку;
- определение классов рабочих мест на основании выполненных измерений, внесение полученных данных в карты СОУТ для каждого рабочего места;
- составление отчета по спецоценке и передача его на утверждение работодателю;
- передача исполнителем данных о результатах СОУТ во ФГИС;
- выполнение работодателем необходимых процедур, предусмотренных 426-ФЗ по окончании спецоценки.
Когда отчет принят и утвержден, работодателю нужно опубликовать на своем официальном сайте сведения об итогах СОУТ, а также проинформировать работников о классах условий труда на их рабочих местах. Это нужно сделать в срок, не превышающий 30 календарных дней. Также компании потребуется передать полученные данные в ФСС, поскольку класс условий труда работников влияет на размер дополнительного страхового тарифа, уплачиваемого предприятием. Наконец, организации нужно будет разработать и внедрить систему льгот и компенсаций сотрудникам, которые, как выяснилось, работают во вредных и опасных условиях.
Сроки организации СОУТ
Согласно пункту 4 статьи 8 426-ФЗ организация обязана проводить спецоценку каждые 5 лет. Однако тем же нормативным документом для компаний, в которых нет позиций с вредными или опасными условиями работы, предусмотрен упрощенный порядок, позволяющий сделать их работу существенно легче. Его суть состоит в том, что организации, в которых есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями, составляют отдельную декларацию о соответствии условий труда на предприятии государственным нормативным требованиям. Она направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции труда по месту нахождения компании.
Срок действия этого документа номинально ограничен пятью годами. Однако по окончании этого периода действие декларации автоматически продлевается – при условии, что за это время в компании не произошло никаких серьезных происшествий. В соответствии со статьей 11 426-ФЗ серьезными в таких обстоятельствах будут считаться следующие события:
- несчастный случай на производстве;
- выявление у сотрудника предприятия профессионального заболевания;
- выявление фактов нарушений трудовых прав работников или других положений трудового законодательства в ходе контроля со стороны ГИТ.
В таких обстоятельствах действие декларации будет прекращено, а работодателю потребуется провести СОУТ в Москве, Екатеринбурге или другом городе, где он работает, во внеочередном порядке.
Классы условий труда
Методика выполнения замеров интенсивности влияния вредоносных факторов производства и последующей классификации рабочих мест приведена в приказе Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Содержание этого нормативного документа гармонизировано с положениями 426-ФЗ. В этих правовых актах указывается, что в зависимости от интересующего нас критерия выделяют такие классы условий труда:
- оптимальные (класс 1) – воздействии вредоносных производственных факторов на рабочем месте не выявлено или не превышает разрешенных гигиенических нормативов;
- допустимые (класс 2) – вредное воздействие производственных присутствует, однако интенсивность такого воздействия такова, что работник может без внешнего вмешательства восстановить нормальное самочувствие и работоспособность уже к началу следующей рабочей смены, не прибегая к воздействию медикаментозной терапии, реабилитационным процедурам и проч.;
- вредные (класс 3) – это самый объемный класс условий труда, поэтому для более точной идентификации параметров конкретного рабочего места он разделен на несколько подклассов:
- подкласс 3.1 – интенсивность вредоносного воздействия факторов производства на работника такова, что он не в состоянии восстановить нормальное самочувствие и работоспособность к началу следующей рабочей смены без внешнего вмешательства;
- подкласс 3.2 – вредоносные условия труда вызывают устойчивые негативные изменения в организме работника, однако это происходит только в результате их длительного воздействия, продолжительность которого составляет не меньше 15 лет. Итогом такого воздействия становится появление начальных или легких форм профессиональных заболеваний;
- подкласс 3.3 – негативное воздействие производственных факторов ведет к появлению у работника профессиональных заболеваний легкой или средней степени тяжести непосредственно в период работы;
- подкласс 3.4 – вредное воздействие факторов производства ведет к появлению у работника тяжелых форм профессиональных заболеваний непосредственно в период работы;
- опасные (класс 4) – воздействие вредоносных факторов производства создает прямую угрозу жизни работника или ведет к скорому проявлению у него острых форм профзаболеваний.
При этом в результате обеспечения работников действенными защитными средствами первоначально установленный класс вредности условий труда может быть снижен. Окончательный вывод по этому вопросу делают эксперты организации, оказывающей услуги СОУТ, после изучения характеристик СИЗ, применяемых на конкретном рабочем месте.
Цена специальной оценки условий труда
Организация спецоценки в соответствии с требованиями 426-ФЗ осуществляется полностью за счет работодателя. При этом цена СОУТ действующим законодательством не регламентирована. Компании, работающие в этой сфере, определяют свою стоимостную политику самостоятельно. Обычно на стоимость СОУТ одного рабочего места влияют следующие факторы:
- количество мест, подлежащих оценке;
- сложность технологических процессов на предприятии и степень вредности производства;
- масштаб организации;
- наличие в компании аналогичных рабочих мест;
- характер должностных обязанностей сотрудников, на местах которых выполняется проверка;
- другие факторы.
Работодатель может свободно выбирать любое предложение из числа представленных на рынке – при условии, что компания, которая предлагает такие работы, внесена в реестр Минтруда и отвечает обязательным критериям, приведенным в статье 19 426-ФЗ. Конечно, одним из важных факторов в этой ситуации становится предлагаемая цена работ.
Однако нужно помнить, что для качественного выполнения оценки организации требуется надежная и точная аппаратура, которая будет использоваться для выполнения замеров, штат специалистов, прошедших особую подготовку, и проч. Все это требует серьезных инвестиций, поэтому слишком низкая цена должна вызвать обоснованные подозрения в отношении качества выполняемых работ. Заказчику, который ищет исполнителя для проведения СОУТ, стоит уделить внимание изучению репутации компании на рынке, опыта ее работы и наличия крупных компаний, которые уже воспользовались ее услугами. Это особенно важно в случае, если предприятие планирует оформить декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям, которая – при отсутствии ошибок в ходе выполнения работ — может действовать в течение длительного времени.
Цены на соут
Количество рабочих мест в организации | Стоимость проведения СОУТ на 1 рабочем месте, в зависимости от вида. | |
Офисное | Производство | |
от 1 до 5 | 2500 руб. | от 2800 руб. |
от 5 до 10 | 2000 руб. | от 2300 руб. |
от 10 до 30 | 1500 руб. | от 1800 руб. |
от 30 до 50 | 1200 руб. | от 1400 руб. |
от 50 | Индивидуальные условия | |
* Указанная стоимость не является точной. Индивидуальные условия обсуждаются по телефону. Так же действуют сезонные скидки |
Нормативные документы по специальной оценке условий труда (материалы для скачивания)
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"
- Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда""
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
- Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, на которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей"
- Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и отмене некоторых актов Правительства Российской Федерации"
- Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".Зарегистрирован в Минюсте 21 марта 2014, № 31689
- Методика проведения специальной оценки условий труда согласно приложению № 1;
- Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению № 2;
- Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению № 3;
- Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению № 4;
- Приложения к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России;
- Приказ Минтруда России №32н от 24 января 2014 г. "Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда"
- Приложение к Приказу Минтруда России №32н от 24 января 2014 г. "Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда"
- Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка аттестации лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда»
- Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка аттестации лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда»
- Приказ Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г. "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
- Приложение №1 к приказу Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г.
- Приложение №2 к приказу Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г.
- Приложение №3 к приказу Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г.
- Проект Приказа "Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты"
- Проект приказа "Об утверждении Порядка проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда"
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда"
- Постановление Правительства РФ №614 от 3 июля 2014 г. «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»
- Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования.
- Приказ Минтруда России №412н от 24 июня 2014г. "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда"