СОУТ в 2020 году

Обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда работников вместо аттестации рабочих мест действует с 2014 года. Это произошло на основании принятия федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Данный документ действует уже более шести лет, однако за эти годы порядок выполнения спецоценки неоднократно подвергался изменениям. Это произошло и сейчас: с 1 января и работодатели, которым нужно провести оценку, и организации, которые выполняют СОУТ, должны работать по новым правилам.

Общие правила проведения спецоценки

Общий порядок выполнения СОУТ на предприятии остался прежним. Работодатель, которому нужно организовать спецоценку на предприятии, должен обратиться к специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда. Самостоятельно проводить эту процедуру он не имеет права.

Основные этапы выполнения оценки включают:

  • создание работодателем комиссии по СОУТ для составления списка рабочих мест, подлежащих оценке, и определения аналогичных рабочих позиций;
  • выбор исполнителя и заключение с ним договора о выполнении работ;
  • передачу исполнителю необходимых документов, характеризующих условия труда работников при выполнении должностных обязанностей;
  • проведение исполнителем идентификации наличия вредоносных факторов на конкретных рабочих местах;
  • в случае выявления таких факторов – определение интенсивности их воздействия на работников;
  • классификация проанализированных рабочих мест и составление отчета по СОУТ;
  • утверждение отчета работодателем;
  • передача исполнителем данных о результатах СОУТ в федеральную государственную систему учета;
  • выполнение работодателем обязательств по итогам СОУТ согласно действующему законодательству, включая информирование работников об условиях труда на их местах, публикацию данных об итогах спецоценки на официальном сайте компании, внедрение дополнительных мер по охране труда и проч.

Основные изменения действующего законодательства в 2020 году коснулись процедуры передачи данных о результатах СОУТ компетентным государственным органам. Они были внесены федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ. Отметим, что, возможно, в течение года этот порядок будет дополнительно изменяться: например, сейчас рассматривается перенос сроков действия сертификатов по СОУТ в 2020 году.

Последние изменения в СОУТ в 2020 году для исполнителей

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает для организаций, проводящих процедуру СОУТ, обязанность по передаче данных о ее итогах в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС). Однако, проанализировав ситуацию по этому вопросу, уполномоченное ведомство признало ее неудовлетворительной. Это повлекло за собой необходимость пересмотра ранее действовавшего механизма с тем, чтобы повысить ответственность исполнителей за выполнение этой обязанности.

Теперь организация, которая будет проводить спецоценку на предприятии, обязана передать сведения об этом в Федеральную государственную систему уже после подписания договора с заказчиком – то есть до начала работ. Это нужно сделать не позже, чем через 5 рабочих дней после оформления договора. Помимо сведений о самом факте о планируемой спецоценке, исполнитель также сообщает уполномоченному ведомству название организации, где будут проводиться работы, ее реквизиты – ИНН и ОГРН, численность сотрудников предприятия, номера рабочих мест, подлежащих спецоценке, и СНИЛС занимающих их работников.

После получения соответствующих данных система автоматически присваивает заявке идентификационный номер, после чего исполнитель может приступать к выполнению работ. О факте получения этого номера организация, которая будет проводить СОУТ на предприятии, обязана сообщить его руководству за три 3 рабочих дня со даты его присвоения.

Состав сведений, которые должен содержать отчет по спецоценке, и форма их фиксации по-прежнему утверждены приказом Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Однако в 2020 году включению в отчетную документацию также подлежат замечания и предложения работников, которые не вполне согласны с полученными результатами.

В дополнение к этому новый порядок, установленный ФЗ о СОУТ с изменениями на 2020 год, предусматривает, что организация, проводящая спецоценку, должна использовать при выполнении работ только определенные методики и методы. Они реализуются с применением средств измерений установленного типа, прошедших поверку. Если работа компании будет осуществляться с нарушением действующих требований, ее деятельность будет приостановлена до их устранения.

Порядок проведения СОУТ в 2020 году для работодателей

В связи с изменениями, внесенными в правила проведения специальной оценки условий труда в 2020 году, работодателю предоставляется право требовать от исполнителя информации о передаче данных о планируемой процедуре СОУТ во ФГИС. Помимо этого, теперь датой окончания этой процедуры становится не дата утверждения отчета работодателем, а дата внесения сведений о ней в Федеральную информационную систему.

Это значит, что теперь работодатель вправе использовать результаты спецоценки для целей, установленных законодательством, только после отражения данных о СОУТ во ФГИС. При этом, однако, если эти сведения содержат государственную тайну или по иной разрешенной законом причине не могут быть переданы уполномоченному органу, результаты процедуры могут быть использованы с даты утверждения работодателем отчета. Например, это касается сроков наступления даты следующей спецоценки или сроков действия декларации, необходимой для продления результатов СОУТ в 2020 году.

А вот порядок применения ответственности за непроведение СОУТ в 2020 году пока не изменился. Штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году по-прежнему определяется положениями статьи 5.27.1 КоАП РФ: при первичном нарушении его размер для организации составит до 80 тысяч рублей, при повторном – до 200 тысяч рублей. Однако при таких обстоятельствах он может быть заменен остановкой работы компании на срок до 90 суток.

Оставьте комментарий