Требования охраны труда – это важные принципы, соблюдение которых обеспечивает безопасность работников в ходе выполнения ими должностных обязанностей. Но такое воздействие указанных принципов возможно только в том случае, если они действительно неукоснительно соблюдаются на каждом этапе трудового процесса. Для этого в России организована многоуровневая система контроля за выполнением правил ОТ.
Уровни контроля
Классическая система контроля, которая сейчас действует и в нашей стране, включает в себя три уровня:
- государственный, то есть реализуемый сотрудниками уполномоченных государственных органов в соответствии с установленными правилами;
- ведомственный, то есть выполняемые по инициативе работодателя в соответствии с внутренним распорядком, утвержденным соответствующим локальным актом;
- общественный, то есть осуществляемый силами самих работников, на которых распространяются требования охраны труда, и заинтересованных лиц.
При этом надзор и контроль за соблюдением охраны труда должен осуществляться с соблюдением принципов действующего трудового законодательства. Это обеспечивает взаимную согласованность мер, реализуемых на каждом уровне, и создает синергетический эффект для их применения.
Государственный контроль
Основным государственным органом, на который возложены функции по осуществлению контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда, выступает Государственная инспекция труда (ГИТ). Помимо основного нормативного документа, которым она руководствуется в своей работе, то есть Трудового кодекса, она подчиняется положениям регламента, утвержденного приказом Минтруда от 13 июня 2019 года N 160. Территориальные подразделения Государственных инспекций труда подчиняются федеральной службе – Роструду, который, в свою очередь, является подведомственным Министерству труда и занятости РФ.
Основной формой осуществления контрольно-надзорной деятельности ГИТ является проведение проверок. Они могут быть плановыми и внеплановыми. Проведение плановых проверок производится по заранее утвержденному графику, который формируется сразу на целый календарный год в конце предыдущего года. Указанный график подлежит согласованию с Прокуратурой РФ и размещается на официальном сайте контролирующего ведомства в открытом доступе. Таким образом, все заинтересованные лица, включая подконтрольные компании, могут заранее ознакомиться с планами ГИТ и подготовиться к проведению проверки.
Внеплановые проверки проводятся при выявлении серьезных оснований для такого контроля – например, несчастном случае на предприятии или поступлении жалобы от работника на неоднократные или грубые нарушения правил охраны труда. В этом случае ведомство оперативно организует на предприятии проверку, о проведении которой оно уведомляется в срок за одни сутки. При этом в особенно опасных случаях, если налицо реальная угроза жизни и здоровью работников, предварительное уведомление не производится. Во всех ситуациях порядок выполнения проверочных мероприятий должен отвечать правилам федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, который защищает права предпринимателей и юрлиц при взаимодействии с контролирующими органами.
Санкции, налагаемые по результатам государственного контроля
Государственный контроль за соблюдением охраны труда предполагает возможность наложения санкций на нарушителей по итогам его выполнения. Основной объем санкций за такое нарушение прописан в статье 5.27.1 КоАП РФ. Они дифференцируются в зависимости от того, кто именно допустил такое нарушение, а также зависят от того, является ли оно первичным или повторным:
- должностные лица, ответственные за выполнение правил ОТ на предприятии, при обнаружении первичного нарушения наказываются штрафом в размере 2-5 тысяч рублей. При выявлении повторного нарушения, допущенного тем де лицом, штраф может быть увеличен до 30-40 тысяч рублей либо заменен дисквалификацией на период 1-3 года;
- индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения требований ОТ, в первый раз наказываются штрафом в размере 2-5 тысяч рублей. За повторное нарушение этот штраф увеличивается до 30-40 тысяч или заменяется остановкой работы на срок до 90 дней;
- юридические лица за такие нарушения наказываются строже всего. Уже за первое нарушение на них налагается штраф размером 50-80 тысяч рублей, а за повторное нарушение штраф увеличивается до 100-200 тысяч или заменяется остановкой деятельности компании на период до 90 дней.
В случае, если невыполнение требований охраны труда повлекло за собой тяжелые последствия, например, причинение вреда здоровью или даже жизни работника, такое деяние квалифицируется с применением положений ст. 143 УК РФ. Максимальное наказание по этой статье составляет пять лет лишения свободы, причем оно может быть дополнено лишением права занимать определенные должностные позиции на срок до трех лет.
Ведомственный контроль
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда должен проводиться не только на государственном уровне, но и внутри компании. Только такой комплексный подход может дать долгосрочные стабильные результаты в виде низкого уровня аварийности и травмирования на производстве, а также возникновения профессиональных заболеваний у работников.
Правила организации такого контроля определяются работодателем и фиксируются в локальном нормативном документе. Но необходимо учитывать, что в действующем трудовом законодательстве содержатся конкретные минимальные требования, которые должны гарантировать достаточный уровень активности работодателя в этом вопросе. Так, в статье 217 Трудового кодекса РФ указано, что на предприятиях, где численность персонала превышает 50 человек, обязательным является условие о введении штатной единицы специалиста по ОТ или формировании соответствующей службы. На предприятиях с меньшей численностью сотрудников такое решение работодатель принимает самостоятельно.
Как правило, работодатели, которые заботятся о соблюдении требований охраны труда в своей организации, действительно выделяют отдельного сотрудника, который следит за их выполнением и контролирует реализацию мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными документами. Такой подход на практике доказал свою эффективность и активно применяется в российской экономике.
Общественный контроль за соблюдением охраны труда
Еще недавно понятие общественного контроля за выполнением требований ОТ было закреплено на законодательном уровне. Ранее оно фигурировало в федеральном законе от 17.07.1999 N 181-ФЗ, который касался основ ОТ в РФ. Однако сейчас этот закон уже упразднен, а в новом Трудовом кодексе и сопутствующих нормативных актах пока не появилось законодательного определения этого термина.
Тем не менее, нужно понимать, что в ТК оно фактически присутствует в форме описания правил работы профсоюзных и иных организаций работников, которые действуют на предприятии. В статье 370 ТК РФ прописано право профсоюзов на проведение контроля за выполнением требований ОТ на предприятии. При этом конкретный механизм его реализации раскрывается в отдельном нормативном документе — федеральном законе от 12.01.1996 N 10-ФЗ, посвященном деятельности профсоюзных организаций.
Указанная статья ТК РФ также содержит описание весьма широких полномочий представителей профсоюзов. Они включают права на:
- выполнение проверок соблюдения требования ОТ на предприятии;
- проведение независимой экспертизы условий труда и соблюдения требований безопасности;
- получение сведений о состоянии условий труда в компании и несчастных случаях на предприятии непосредственно от работодателя;
- участие в расследовании происшествий и несчастных случаев на производстве;
- защиту прав членов профсоюзной организации на выплату страхового возмещения при несчастном случае на производстве или обнаружении профессионального заболевания;
- требовать остановки работы компании в случае выявления серьезных нарушений;
- другие права.